Существуют различные точки зрения на то, нужна ли вообще стандартная форма школьникам. Основные мнения и подкрепляющие их доводы сводятся к следующему.
Аргументы «за»
• Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
• Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
• Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
• Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.
Аргументы «против»
• Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
• В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.
• Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
• Форма, предложенная исходя из доступности цены, может не устраивать по качеству семьи с достаточным уровнем доходов
• Форма может быть не очень удобной в носке.
Обеспечение учащегося школьной формой
Для чего введена школьная форма?
• Форма дисциплинирует ученика.
• Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
• Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
• Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
• Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
• Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Требования к школьной форме
В школе установлено 3 вида допустимой формы:
• повседневная;
• парадная;
• спортивная.
Образцы моделей формы и варианты одежды, соответствующие деловому стилю, утверждаются Управляющим советом и администрацией школы.
Парадная форма
• Парадная форма используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек.
• Для мальчиков и юношей парадная школьная форма состоит из по¬вседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром.
• Для девочек и девушек парадная школьная форма состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром.
Спортивная форма
• Спортивная форма используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом и включает: футболку, спортивные трусы, спортивное трико (костюм), кроссовки.
• Форма должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий. Для участия в массовых спортивных мероприятиях рекомендуется приобретение головных уборов (кепи, бейсболки и пр.).
• Спортивные костюмы надеваются только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.
Повседневная форма
Стиль одежды - деловой, классический.
Недопустимо использовать в учебное время
Запрещено использовать в качестве деталей одежды массивные броши, кулоны, кольца, серьги.
Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоци-альных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.
Запрещается использовать для ношения в учебное время следующие варианты одежды и обуви:
• спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);
• одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т. п.);
• пляжная одежда;
• одежда бельевого стиля;
• прозрачные платья, юбки и блузки, в т. ч. одежда с прозрачными вставками;
• декольтированные платья и блузки (открыт вырез груди, заметно нижнее белье и т. п.);
• вечерние туалеты;
• платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета);
• мини-юбки;
• слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;
• одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;
• сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки;
• спортивная обувь (в т. ч. для экстремальных видов спорта и развлечений);
• пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);
• массивная обувь на высокой платформе;
• вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т. п.);
• туфли на чрезмерно высоком каблуке. Допустимая высота каблука для девочек не более 5 см (5-9-е классы).
• В одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.
Школьная форма для учащихся 1-4 классов
Советы по выбору школьной формы:
1. Состав
Для климатических условий средней полосы оптимальным считается состав с содержанием шерсти 40–60% плюс синтетические волокна. Пугаться синтетики в составе ткани вовсе не стоит, в определенном количестве она только улучшает ее свойства: вещь становится прочнее, меньше мнется и лучше сидит по фигуре, а в случае с шерстью не меняет ее основных качеств. Оптимальное соотношение – 70% натуральных и 30% синтетических материалов. Не стоит путать синтетические волокна с искусственными. Синтетические волокна делают преимущественно из продуктов переработки нефти. Например, это всем известные полиэстр, эластан и акрил. А вот искусственные волокна (к таким, например, относится вискоза) производят из продуктов натурального происхождения – из целлюлозы. Такие ткани близки по своим свойствам к натуральным, хорошо пропускают воздух и комфортны к телу. При выборе брюк обращайте внимание на состав не только ткани верха, но и подкладки – лучше, если она будет сделана из вискозы или хлопка с добавлением синтетических волокон.
2. Износостойкость
Даже если брюки носит самый аккуратный ребенок, их низ достаточно легко может износиться. Постоянное соприкосновение с обувью, а в некоторых случаях и с землей приводит к тому, что край затирается и красивое изделие приобретает неряшливый вид. Использование тесьмы, пришитой к краю изделия, помогает если не решить, то по крайней мере отложить эту неизбежную участь. Некоторые покупатели предпочитают приобретать неподшитые брюки и самостоятельно или в ателье подгонять их по нужной длине. В таком случае наличие или отсутствие тесьмы для этой группы потребителей абсолютно неважно, поэтому данный показатель можно рассматривать лишь как дополнительный фактор при выборе школьной формы.
3. Размер и возможность регулировки
Если вы ищете брюки с нестандартным размером талии, советуем обращать внимание на эластичную тесьму для регулирования длины пояса в брюках. Заметим, что данный совет, скорее всего, будет актуален только для мальчиков младшей школьной группы: все-таки регулировка пояса хотя и помогает скорректировать размер изделия в талии, в некоторых случаях резинка может не слишком эстетично смотреться из-за создания эффекта "пузыря".
4. Отделка
Роскачество советует внимательно относиться ко всем деталям брюк: начиная от молний, заканчивая формой пуговиц – фурнитура не должна быть травмоопасной. Кроме того, стоит обратить внимание на швы и аккуратность подкладки: отсутствие торчащих ниток – это первый признак того, что перед вами качественное изделие, а не подделка.
Школьная форма для учащихся 5-11 классов
Для мальчиков и юношей:
• костюм «двойка» или «тройка» темно-синего цвета; мужская сорочка (рубашка), туфли;
• пиджак, брюки темно-синего цвета, мужская сорочка (рубашка), туфли;
• однотонная белая рубашка или рубашка неярких пастельных тонов;
• однотонный без надписей пуловер, жилет.
Для девочек и девушек:
• костюм темно-синего цвета, включающий пиджак или жилет, платье с пиджаком или жакетом;
• брюки или юбка, сарафан; однотонная белая блуза или блуза (кофта, сви¬тер, джемпер, водолазка неярких тонов).
• жакет без вызывающих отделок, аксессуаров и деталей (приталенный силуэт, отложной воротник), брюки, юбка или сарафан длиной не выше колен на 10 см;
• блуза рубашечного покроя, водолазка (воротник - стойка) (цвет однотонный);
• колготки однотонные - телесного, черного цветов;
• однотонный без надписей пуловер, свитер, жилет.